Несмотря на все плюсы и удобство встроенного в камеру источника света, неизбежны потери в тонкости освещения. Чтобы заставить вспышку работать на вас, вам потребуется привлечь все ограниченные возможности вашей камеры.
Во-первых, используйте медленную синхронизацию, если такой режим доступен в вашей камере. Это позволяет экспозиции быть достаточно длинной: благодаря этому основное пространство снимка выйдет максимально хорошо, а вспышка высветит передний план. Здесь не только смягчен эффект от вспышки, но и создан эффект смешанных цветовых температур: прохладный свет вспышки и более теплый цвет заднего плана вместе могут выглядеть привлекательно.
Во-вторых, для затененной стороны объекта попробуйте применить отражатель. Установленный под правильным углом, отражатель поймает часть света от вспышки и отправит его в затененную часть. В качестве отражателя может быть использован любой светлый материал: белый лист бумаги или картона, белая рубашка или простыня. Профессиональные фотографы используют складной круглый отражатель, который в сложенном состоянии уменьшается в три раза. Это компактный, легкий и эффективный вариант. Обычно у такого рефлектора одна сторона - золотая, для создания теплого света, другая матовая, для мягкого, рассеивающего воздействия.
В-третьих, на более продвинутом уровне можно использовать выносную вспышку. Это отдельное устройство, оборудованное сенсором, который заставляет вспышку срабатывать в момент, когда срабатывает основная вспышка (встроенная или подсоединенная к камере кабелем). Если у вас уже есть вспышка, то оснастить ее светоулавливающим сенсором недорого. Но как бы то ни было, вам нужно экспериментировать с вашей камерой, чтобы проверить правильность синхронизации всех вспышек.
Ограничения вспышки
Закат в Стамбуле, Турция, - время, когда собираются музыканты. Стандартная экспозиция вспышки, использованная здесь, высвечивает только объекты переднего плана. Резкий завал света - признак маленького источника света, не охватывающего даже маленькое расстояние за первым музыкантом. К тому же экспозиции камеры не хватает для низкой общей освещенности сцены. Как следствие, задний план ушел в темноту. Такой результат вряд ли можно считать качественным, и по нему не скажешь, что грамотно использован прием.
Canon EOS-1n с объективом 28-70, пленка ISO 100, сканер Microtek 4000t.
Эффективная техника
Когда освещенность невысока, постарайтесь извлечь максимум из доступного, вместо того чтобы полагаться на вспышку. Здесь экспозиция была установлена по небу: это потребовало выдержки 1/4 с, что вызвало размытие элементов снимка. В то же время вспышка была достаточно быстрой, чтобы «заморозить» солдата на переднем плане, и он вышел резким. Использование всего доступного света позволяет вывести из темноты задний план: некоторые цвета можно различить даже на здании. Сравните это с изображением, где весь свет обеспечивала вспышка.
Использование любого комплекта из более чем одной вспышки означает, что вы должны пробовать разные уровни мощности вспышек для нахождения лучшей комбинации. Начните с установки вспышки на самую малую мощность, помня о том, что ее задача - убрать тени от объекта, а не служить главным источником света. Некоторые модели камер разработаны для съемки с несколькими вспышками.