В любом изображении скрыт богатый диапазон цветов и оттенков. Чтобы его эффективно использовать, необходимо уметь интерпретировать - а в конечном счете модифицировать - гистограмму снимка. Вооруженные этими знаниями, мы сможем исправлять и предотвращать множество проблем.
Этот кадр является вполне типичным примером любительской съемки в горнолыжный сезон. Обилие светлых тонов сбило с толку экспонометр камеры, и автоматически установленная выдержка оказалась намного короче, чем нужно. Результат выглядит очень темным, и его контрастность также оставляет желать лучшего - к сожалению, такие снимки часто встречаются в любительских сериях. Вы видите белый снег? Он выглядит полностью серым!
Откройте окно Layers, и вы сразу увидите, в чем состоит проблема. Тональный диапазон фотографии сильно сжат, и в светлой части гистограммы практически ничего нет. Те пиксели, которые должны были туда попасть (прежде всего это участки белого снега), находятся в области светло-серых тонов.
Чтобы исправить положение со снегом, переместите белый треугольник, расположенный под гистограммой с правой стороны. По мере перетаскивания треугольника в сторону центра светлые участки снимка будут становиться ярче (убедитесь, что в окне Levels включена функция Preview). Остановитесь у подножия первого правого пика гистограммы.
Хотя это не так важно, в нашем снимке отсутствуют и истинно черные тона. Вы можете расширить тональный диапазон и в эту сторону, подвинув черный треугольник к началу левого пика гистограммы, как показано на иллюстрации. В результате проведенных манипуляций самые светлые участки снимка станут абсолютно белыми, а темные участки -черными. Этот простой способ коррекции успешно работает почти всегда.
Третий регулятор, расположенный посередине оси гистограммы, окрашен в серый цвет и управляет яркостью промежуточных тонов. Сдвигая его вправо или влево, вы можете изменять общую яркость изображения, не опасаясь «провала» черных или белых участков. Положение этого треугольника фактически указывает программе, какие пиксели должны иметь 50% яркость.
Теперь снимок выглядит значительно лучше по сравнению с оригиналом, успешно передавая цвета и настроение изображенной на нем сцены. Поскольку базовая коррекция в окне Levels затрагивает только тональный диапазон, цветовой баланс фотографии при ее проведении не меняется - может увеличиваться только насыщенность цветов, и если этот эффект бросается в глаза, то яркость красок можно слегка приглушить с помощью настроек в окне Hue/Saturation.
Довольно часто наши снимки имеют нарушенный цветовой баланс, что проявляется как до, так и после проведения тональной коррекции. В окне Levels есть удобные инструменты для уменьшения или устранения цветовых оттенков. В частности, они очень хорошо справляются с синеватым цветом фотографий, снятых при ясной погоде под голубым небом или при небольшой облачности.
Это вполне типичный кадр, снятый на фотопленку высоко в горах. Помимо голубого неба, свой вклад в создание холодного оттенка вносят и ультрафиолетовые лучи. Такой же результат можно получить при использовании цифровой камеры с неправильной установкой баланса белого.
Откройте окно Levels и переместите крайние регуляторы под гистограммой к центру, как мы делали в предыдущем примере. Затем вы можете использовать черную и белую пипетки (они расположены под кнопками в правой части окна), чтобы указать Photoshop, какие пиксели в изображении должны быть самыми светлыми и темными.
Выберите белую пипетку и щелкните на самом светлом участке изображения. Вы сразу увидите, что цветовой баланс снимка изменится - ваша задача состоит в том, чтобы он стал ближе к нейтральному. Если фотография приобрела странные цвета, то вы наверняка щелкнули на той области, которая должна выглядеть белой. Очень легко ошибиться и попасть на пиксель другого цвета, что приводит к полному нарушению цветового баланса. Впрочем, операцию можно повторять до тех пор, пока не нажмете на ОК.
Проделайте то же самое с черной пипеткой -выберите точку в изображении, которая должна иметь нейтральный черный или темно-серый цвет. Вы заметите, что цветовой баланс изменится снова, но на этот раз будет затронута и общая яркость фотографии - вам может потребоваться откорректировать ее с помощью среднего регулятора под гистограммой. Все настройки в окне Levels можно проводить одновременно, нажав ОК только при завершении работы.
В последнюю очередь необходимо указать серую точку. Это позволит обеспечить полную нейтральность цветового баланса. Выберите серую пипетку (находится между двумя другими) и попробуйте найти на снимке участок, который окрашен (или должен быть окрашен) в нейтральный цвет. Серая точка не должна иметь в точности среднюю яркость -она может быть более светлой или темной. Здесь в качестве таковой была использована площадка в правой части снимка, имевшая на оригинале сиреневый цвет!
Готовое изображение после коррекции. Конечно, мы могли визуально оценить отклонение цветового баланса и исправить его регуляторами Color Balance (lmage>Adjustments>Color Balance) или в окне Variations, но применение Levels позволяет исключить из цветокоррекции элемент субъективности.