• Не фотографируйте, пока модель не выдохнет, и пузыри не рассеются в кадре. Пузыри портят вид композиции, и вы очень редко сможете увидеть их на портретах и журналах.
• Человек чаще всего не является главной деталью снимка, поэтому в кадре он должен смотреть на действительно важный объект и таким образом направлять внимание зрителя, например, попробуйте такие сюжеты: человек смотрит на рыбу, обследует остов затонувшего судна или выбирает что-нибудь на рифе для того, чтобы сфотографировать. Силуэт человека можно расположить так, чтобы он привлекал внимание к рифу, освещенному вспышкой.
• Обращайте особое внимание на глаза, на пузырьки, приставшие к коже, но положение волос, на складки кожи на шее и щеках и другие детали.
• Добейтесь того, чтобы тона кожи были более естественными. Для этого нужно находиться ближе к модели если человек будет далеко от камеры, то ею кожа станет бледной из-за поглощения света водой.
• Если человек смотрит в объектив, то он становится главным объектом, поскольку взгляд зрителя будет устремляться на его глаза.
• Если это не портрет для мамы, то постарайтесь, чтобы человек смотрел но какой-нибудь интересный объект.
• Лицо модели должно ясно просматриваться и ничем не заслоняться.
• На модели должна быть надета прозрачная силиконовая маска и, желательно, не слишком пестрый костюм. Если на модели много разных ярких цветов, то это будет отвлекать внимание зрителя.
• Уберите болтающиеся шланги, прикрепив их липкой лентой к баллону или сложив под жилет компенсатора плавучести, никогда не убирайте устройства безопасности.
Заметьте, как четко видны лицо и глаза аквалангиста. Глаза модели направляют взгляд зрителя на более важный объект - в данном случае риф.
• Если вы фотографируете только часть туловища человека, например, верхнюю, то в вертикальной позе он будет выглядеть более естественно, чем в горизонтальной.
• Если хотите, чтобы человек был в полный рост, то снимайте его в действии, например, медленно плывущим. Движущийся водолаз смотрится лучше, чем неподвижный.
• Пусть ваша модель держит в руках какой-нибудь включенный осветительный прибор или ведомую вспышку, установленную на самый низкий уровень мощности. Излучающийся свет значительно оживляет сцену.
• Если вы хотите снять портрет водолаза, который выходит из воды, то лучше это сделать до погружения, чтобы на его лице не остался след от маски.
• Возьмите с собой под воду специальную доску и карандаш, чтобы можно было писать указания партнеру.
В заключение хочется сказать, что свет - это та составляющая фотографии, которой пренебрегают, наверное, чаще всего. Люди пытаются использовать новые объективы, высококлассные камеры и боксы, но редко экспериментируют с расположением вспышек. Если вы потратите время и усилия на то, чтобы поработать с разными вариантами освещения, то это больше поможет вам стать хорошим фотографом.
Точное расположение вспышки очень существенно при съемке объекта широкоугольным планом, как в случае с этим гигантским скатом манта.