Фотография цифровой эры

Технические навыки

Навыки, секреты мастерства и технические основы фотографии, все - от обращения с камерой до фокусировки и глубины резкости, от макросъемки до секретов замера экспозиции.

Визуализация

Композиция - расположение изображения, пропорции, принципы - и работа с цветом. Примеры изображений как основанных на ярком цветовом контрасте, так и созданных тональными переходами и тенями.

Творческие возможности

Здесь объясняются принципы работы с силуэтами и подсветкой, создание высветленных и затемненных изображений. Поясняются особенности основных типов освещения.

Практические советы

Разделы практических советов помогут вам разобраться с проблемами искажений изображения, научат исправлять уклон при съемке зданий, помогут улучшить цветовой баланс и объяснят, как добиться лучших результатов при работе со вспышкой.

Подкатегории

Обращение с фотоаппаратом

Универсального метода обращения с фотоаппаратом не существует, так как он зависит от типа и модели вашей камеры. Хотя верно, что фотографию делает не камера, а фотограф, но все же многое зависит от аппарата. При выполнении определенных задач наличие подходящей камеры облегчит работу, а другая модель может лишь усложнить процесс съемки.
 

Просмотреть материалы...

Композиция снимка

В специальных книгах по фотографии и журналах те советы, которые касаются композиции снимка, часто даются в предписывающей манере, как будто следование нескольким «правилам» может гарантировать превосходный результат. Но, возможно, лучше думать о «правилах» просто как о наборе идей, которые фотографы - и, конечно, художники, жившие за сотни лет до изобретения фотокамеры, - посчитали полезными для создания качественных произведений.

Просмотреть материалы...

Фокусировка и глубина резкости

Глубина резкости - это пространство перед и позади зоны резкой фокусировки, в пределах которой объект выглядит приемлемо резко. Применить ее можно для создания эффекта пространства или ощущения присутствия или других художественных эффектов.
 

Просмотреть материалы...

Ориентация снимка

Поскольку камеры большинства форматов производят прямоугольные снимки, то, изменяя положение камеры, вы можете получать вертикальный или горизонтальный вариант. Ориентация изображения ставит различные акценты и таким образом воздействует на динамику всего снимка.

Просмотреть материалы...

Пропорции снимка

Чем больше вы снимаете, тем больше вы, возможно, обращаете внимание на то, что пропорции изображения имеют тонкое воздействие на способность картины к взаимодействию. Квадратный формат, к примеру, часто вызывает ощущение стабильности и баланса. Однако изображение хоть немного расширенное к прямоугольнику, может вызывать ощущение нерешительности или стеснения объекта рамками кадра. Такого типа кадрирования лучше избегать, если, конечно, у вас нет явных оснований для использования именно этого кадрирования.
 

Просмотреть материалы...

Композиция и зум-объективы

Зум-объективы позволяют вам менять размер изображения без смены объективов. Зум-объективы разработаны так, что меняют поле обзора, при этом сохраняя резкость на объекте. Когда обзор расширяется (чтобы захватить большую часть сюжета), изображение уменьшается и заполняет все пространство сенсора или поверхность пленки. Это эффект от использования короткого фокусного расстояния объектива или режима широкоугольника в зум-объективе. Когда же поле обзора сужено (для того чтобы укрупнить сцену), изображение увеличивается, чтобы заполнить всю площадь сенсора или поверхность пленки. Это эффект от использования длиннофокусного объектива или функции телеобъектива в зум-объективе (что означает установку большого фокусного расстояния).
 

Просмотреть материалы...

Движение фотоаппарата

Обычно при съемке рекомендуется держать камеру абсолютно неподвижно, тогда колебания аппарата не вызовут «шевеленки», размытия, которое может испортить изображение. Но это размытие, возникающее от движения объектива во время экспонирования, можно использовать и в творческих целях.
 

Просмотреть материалы...

Цифровая макросъемка

Раньше для макросъемки приходилось использовать специальное оборудование и неудобные аксессуары. Сегодня ситуация абсолютно иная, благодаря появлению цифровых камер. Эти аппараты работают с объектами на близком расстоянии так, будто были специально созданы для таких задач.
 

Просмотреть материалы...

Экстремальные объективы

Объективы со специальными возможностями, например сверхширокоугольные или фокусирующиеся на очень близком расстоянии, имеют некоторые особые требования к использованию. И поскольку нередко они дорого стоят, полезно знать, как получить наилучший результат при работе с ними.
 

Просмотреть материалы...

Управление перспективой

Вы можете упражняться в контроле над перспективой снимка, меняя положение камеры, поскольку перспектива - это вид с того места, откуда вы решаете снимать. Изменения в фокусном расстоянии объектива на перспективу не влияют: может казаться, что это не так, но фактически все, на что влияет фокусное расстояние, - это то, насколько большую часть вида вы можете запечатлеть.
 

Просмотреть материалы...

Цветовая композиция

Успешная цифровая фотография подразумевает, что вы используете цвет как орудие композиции, как полноценную форму визуальной коммуникации, а не просто воспроизводите сцену или сюжет, в которых случайно присутствуют цвета.
 

Просмотреть материалы...

Замер экспозиции

Замер экспозиции - это процесс определения количества света, необходимого пленке или сенсору для получения необходимого результата. В отличие от традиционной фотографии, многие цифровые камеры способны менять чувствительность для поддержания рабочих настроек камеры. Например, при слабом освещении чувствительность сенсора возрастает (как если бы возросла светочувствительность пленки), и вы можете использовать более короткие выдержки или меньшие диафрагмы.

Просмотреть материалы...

Вспышка 

Почти все цифровые камеры оснащены встроенной вспышкой. Она имеет миниатюрные размеры и отличается наличием «разума»: некоторые модели способны аккуратно добавлять порции света, которые рассчитываются компьютером, дополняя уже имеющееся освещение.
 

Просмотреть материалы...
Оценить
(0 голоса)
  Не располагайте объекты легко узнаваемых форм - например, лицо или стакан - у края кадра. Элемент будет явно искажен, если результат - изображение небольшого размера.  Выравнивайте широкоугольный объектив относительно линии горизонта или другого заметного элемента: широкое пространство снимка преувеличит даже мельчайшую ошибку в расположении объектов. Суперширокоугольный объектив охватил и продавщицу, и ее прилавок, но ее фигура сильно искажена с уклоном в угол кадра. То же самое случилось с помидорами в правом нижнем углу. Но если сделать большой отпечаток этого кадра и рассмотреть его вблизи, видимое искажение исчезает.  Canon EOS-1 и с объективом 17-35 мм, пленка ISO 100, сканер Microtek…
Оценить
(0 голоса)
  Для этой версии сюжета, показанного справа, зум-объектив был установлен на значение 400 мм, при этом использовался экстендер 1,4х, в результате фокусное расстояние равнялось 560 мм.  Canon EOS-1n с объективом 100-400 мм и экстендером 1,4х, пленка ISO 100, сканер Microtek 40001    Не направляйте объектив вверх или вниз, если, конечно, вы не собираетесь сделать преувеличенную проекцию объекта.  Не используйте минимальную диафрагму: вам редко когда понадобится такая глубина резкости, а качество изображения ухудшается. Впрочем, такие диафрагмы лучше использовать при фокусировке на очень близких объектах.
Оценить
(0 голоса)
Зум-объективы с широким диапазоном фокусных расстояний, как 35эфр 28-300 мм или 50-350 мм, теоретически очень привлекательны, но на практике нуждаются в особом обращении.  Зумы с широким диапазоном намного более громоздкие, чем модели с постоянным фокусным расстоянием: объектив 28 мм незаметен при съемке на улице, чего не скажешь о зуме 28-300, установленном на режим 28 мм.  Широкоугольный объектив, вероятно, создаст заметное сокращение освещенности краев кадра, так что не используйте его в ситуациях, где необходимо ровное освещение.  Всегда приходится платить за широкий диапазон фокусных расстояний искажением изображения, поэтому не фотографируйте таким объективом здания и объекты с четко выраженными сторонами и прямыми линиями.…
Оценить
(0 голоса)
Все, кто занимаются съемкой архитектуры или особенностей ландшафта, рано или поздно сталкиваются с проблемой дистор-сии - искажения изображения. Проблема При использовании суперширокоугольного объектива или аксессуара, производящего эффект «рыбьего глаза», прямые линии любых элементов сюжета - стены зданий, горизонт, интерьеры комнат - на изображении выглядят искривленными или наклонными. При использовании обычных объективов эффект дисторсии, как правило, незаметен, хотя это особенность многих зум-объективов. Проблему можно решить, исправив вертикальные линии.   Анализ Искажение возникает из-за небольших различий в приближении изображения по всей площади кадра. Обычно такой эффект присущ объективам с несимметричной конструкцией (то есть элементы по сторонам диафрагмы неодинаковы). Ассиметричная конструкция объективов означает,…
Оценить
(0 голоса)
Хотя множество проблем, возникших при съемке, может быть исправлено с помощью компьютера, всегда лучше предупредить, чем впоследствии пытаться исправить.   Проблема: размытие Изображение нерезкое, затуманенное или размазанное. Контраст невысокий, нечеткий ореол от подсветки. Анализ Причиной таких проблем могут стать пыльный объектив или фильтр, плохо наведенная резкость, поврежденная оптика, дрожание камеры или движение объекта.   Решение Вы можете повысить контрастность и улучшить изображение, используя опции Уровни (Levels), Кривые (Curves) и фильтры Резкость (Sharp) и Снять Нерезкость (Unsharp Mask). Основной объект выглядит более резким, если он расположен на размытом и затуманенном фоне. Чтобы создать такой эффект, выделите пространство вокруг главного объекта и…
Оценить
(0 голоса)
На изображении появляются яркие пятна света, иногда с цветным ореолом. Пятна могут быть единичными, а могут формировать диагональные ряды, исходящие из яркого участка и заполняющие часть изображения. Анализ Такие дефекты, как правило, являются результатом внутренних отражений в объективе. Отдельные лучи, попадающие в объектив от яркого источника света, проникают в объектив, отражаются и затем фиксируются на пленку или на поверхность сенсора цифровой камеры. Решение При работе с цифровым файлом маленькие пятна света легко удалить, используя инструмент Штамп (Rubber Stamp): копируя смежные области того же цвета, не затронутые бликами, и помещая их поверх пятен. Большие блики корректировать сложнее, поскольку они покрывают значительную…
Оценить
(0 голоса)
Голубое небо стало практически черным. Такой эффект редко выглядит реалистично или правдоподобно.   Анализ Возможно, это результат использования поляризационного фильтра при недостаточной экспозиции. Это могло привести к почти полному исчезновению цветов неба.   Решение Во-первых, отметьте проблемный участок неба и затем используйте опцию для восстановления цвета Заменить цвет (Replace Color) в Photoshop или любой другой программе. Лучший метод работы - делать небольшие изменения постепенно, чем изменить резко за один раз. Проверьте, не возникает ли полоса или граница в месте цветового перехода. Можете также попробовать применить градуированный слой.   1.      Оригинал При съемке неба в Кении вам вряд ли понадобится поляризующий…
Оценить
(0 голоса)
Углы изображения зетемнены, грань темного участка размытая; середина снимка выглядит значительно светлее, чем периферия. Анализ Возникновение на снимке различимых темных углов называется виньетированием. Обычно это возникает при использовании фильтра со слишком глубоким ободком с (обычно) широкоугольным объективом, при использовании нескольких фильтров сразу или при неправильно расположенной или слишком глубокой бленде.   Решение Если затронутые площади невелики, виньетирование может быть исправлено клонированием смежных участков изображения. Завал света может быть исправлен при использовании Градиентной Заливки  после предварительных экспериментов с различными коэффициентами темноты и непрозрачности.   Затемненные углы Легко не заметить появления помех от бленды. Тени в углах не были видны до проявления…
Оценить
(0 голоса)
Снимки, сделанные на близком фокусном расстоянии, не резкие или недостаточно контрастные.   Анализ Объектив работает более качественно на среднем или дальнем расстоянии: степень коррекции крупного плана зависит от типа линз.   Решение Резкость можно улучшить, применив фильтры Резкость или Снять Нерезкость. Контраст достигается изменением в Уровнях или Кривых. Для улучшения контраста попробуйте местное Выжигание (Burning-in): это повышает видимую резкость без усиления визуального шума.   Улучшение крупных планов Оригинал (справа) показывает черты, свойственные низкому качеству: плохая резкость и недостаточный контраст. При использовании фильтра Снять Нерезкость и при повышении контрастности снимок стал значительно лучше (дальний справа).  Olympus 920.   Как избежать проблем…
Оценить
(0 голоса)
Профессиональные фотографы знают: перспектива сильно влияет на снимок, несмотря на то, что контролировать ее проще всего. Вот почему, когда вы наблюдаете за работой профессионала, вы видите, как фотограф постоянно двигается вокруг объекта - приседая к земле или залезая на ближайшее возвышение, подходя очень близко или снова отходя дальше. Если делать вывод из этого, то следует изменить свой стиль работы: вы должны быть более мобильными, обозревая мир через видоискатель камеры с разных позиций, а не с одной статичной точки съемки, выбранной наугад. Помните, что при съемке некоторых сюжетов, таких, как натюрморты, интерьеры или портреты, даже небольшое изменение перспективы, возникающее из-за разницы…
© 2018 www.uroki-fotografii.ru. Все права защищены.