Фотография цифровой эры

Технические навыки

Навыки, секреты мастерства и технические основы фотографии, все - от обращения с камерой до фокусировки и глубины резкости, от макросъемки до секретов замера экспозиции.

Визуализация

Композиция - расположение изображения, пропорции, принципы - и работа с цветом. Примеры изображений как основанных на ярком цветовом контрасте, так и созданных тональными переходами и тенями.

Творческие возможности

Здесь объясняются принципы работы с силуэтами и подсветкой, создание высветленных и затемненных изображений. Поясняются особенности основных типов освещения.

Практические советы

Разделы практических советов помогут вам разобраться с проблемами искажений изображения, научат исправлять уклон при съемке зданий, помогут улучшить цветовой баланс и объяснят, как добиться лучших результатов при работе со вспышкой.

Подкатегории

Обращение с фотоаппаратом

Универсального метода обращения с фотоаппаратом не существует, так как он зависит от типа и модели вашей камеры. Хотя верно, что фотографию делает не камера, а фотограф, но все же многое зависит от аппарата. При выполнении определенных задач наличие подходящей камеры облегчит работу, а другая модель может лишь усложнить процесс съемки.
 

Просмотреть материалы...

Композиция снимка

В специальных книгах по фотографии и журналах те советы, которые касаются композиции снимка, часто даются в предписывающей манере, как будто следование нескольким «правилам» может гарантировать превосходный результат. Но, возможно, лучше думать о «правилах» просто как о наборе идей, которые фотографы - и, конечно, художники, жившие за сотни лет до изобретения фотокамеры, - посчитали полезными для создания качественных произведений.

Просмотреть материалы...

Фокусировка и глубина резкости

Глубина резкости - это пространство перед и позади зоны резкой фокусировки, в пределах которой объект выглядит приемлемо резко. Применить ее можно для создания эффекта пространства или ощущения присутствия или других художественных эффектов.
 

Просмотреть материалы...

Ориентация снимка

Поскольку камеры большинства форматов производят прямоугольные снимки, то, изменяя положение камеры, вы можете получать вертикальный или горизонтальный вариант. Ориентация изображения ставит различные акценты и таким образом воздействует на динамику всего снимка.

Просмотреть материалы...

Пропорции снимка

Чем больше вы снимаете, тем больше вы, возможно, обращаете внимание на то, что пропорции изображения имеют тонкое воздействие на способность картины к взаимодействию. Квадратный формат, к примеру, часто вызывает ощущение стабильности и баланса. Однако изображение хоть немного расширенное к прямоугольнику, может вызывать ощущение нерешительности или стеснения объекта рамками кадра. Такого типа кадрирования лучше избегать, если, конечно, у вас нет явных оснований для использования именно этого кадрирования.
 

Просмотреть материалы...

Композиция и зум-объективы

Зум-объективы позволяют вам менять размер изображения без смены объективов. Зум-объективы разработаны так, что меняют поле обзора, при этом сохраняя резкость на объекте. Когда обзор расширяется (чтобы захватить большую часть сюжета), изображение уменьшается и заполняет все пространство сенсора или поверхность пленки. Это эффект от использования короткого фокусного расстояния объектива или режима широкоугольника в зум-объективе. Когда же поле обзора сужено (для того чтобы укрупнить сцену), изображение увеличивается, чтобы заполнить всю площадь сенсора или поверхность пленки. Это эффект от использования длиннофокусного объектива или функции телеобъектива в зум-объективе (что означает установку большого фокусного расстояния).
 

Просмотреть материалы...

Движение фотоаппарата

Обычно при съемке рекомендуется держать камеру абсолютно неподвижно, тогда колебания аппарата не вызовут «шевеленки», размытия, которое может испортить изображение. Но это размытие, возникающее от движения объектива во время экспонирования, можно использовать и в творческих целях.
 

Просмотреть материалы...

Цифровая макросъемка

Раньше для макросъемки приходилось использовать специальное оборудование и неудобные аксессуары. Сегодня ситуация абсолютно иная, благодаря появлению цифровых камер. Эти аппараты работают с объектами на близком расстоянии так, будто были специально созданы для таких задач.
 

Просмотреть материалы...

Экстремальные объективы

Объективы со специальными возможностями, например сверхширокоугольные или фокусирующиеся на очень близком расстоянии, имеют некоторые особые требования к использованию. И поскольку нередко они дорого стоят, полезно знать, как получить наилучший результат при работе с ними.
 

Просмотреть материалы...

Управление перспективой

Вы можете упражняться в контроле над перспективой снимка, меняя положение камеры, поскольку перспектива - это вид с того места, откуда вы решаете снимать. Изменения в фокусном расстоянии объектива на перспективу не влияют: может казаться, что это не так, но фактически все, на что влияет фокусное расстояние, - это то, насколько большую часть вида вы можете запечатлеть.
 

Просмотреть материалы...

Цветовая композиция

Успешная цифровая фотография подразумевает, что вы используете цвет как орудие композиции, как полноценную форму визуальной коммуникации, а не просто воспроизводите сцену или сюжет, в которых случайно присутствуют цвета.
 

Просмотреть материалы...

Замер экспозиции

Замер экспозиции - это процесс определения количества света, необходимого пленке или сенсору для получения необходимого результата. В отличие от традиционной фотографии, многие цифровые камеры способны менять чувствительность для поддержания рабочих настроек камеры. Например, при слабом освещении чувствительность сенсора возрастает (как если бы возросла светочувствительность пленки), и вы можете использовать более короткие выдержки или меньшие диафрагмы.

Просмотреть материалы...

Вспышка 

Почти все цифровые камеры оснащены встроенной вспышкой. Она имеет миниатюрные размеры и отличается наличием «разума»: некоторые модели способны аккуратно добавлять порции света, которые рассчитываются компьютером, дополняя уже имеющееся освещение.
 

Просмотреть материалы...
Оценить
(0 голоса)
    Настоящая панорамная камера использует поворачивающийся объектив и проецирует изображение на изогнутый отрезок пленки. Движение объектива вызывает типичное отклонение линий от середины кадра, как вы можете заметить на этом примере, снимке с выставки в картинной галерее.  Widelux, пленка ISO 400, сканер Heidelberg Saphir.
Оценить
(0 голоса)
    Как видно на этом снимке, узор дивана отвлекает внимание и от девочки, и от коллекции ее любимых игрушек (вверху). Строгое кадрирование более четко выделяет сюжет (внизу).  Olympus ОМ-1п с объективом 28 мм, пленка ISO 100, сканер Nikon LS-2000.   Для достижения лучших результатов вы можете зафиксировать камеру на штативе, чтобы изображение не сбивалось, и поворачивать ее вокруг собственной оси. Чтобы помочь вам, у некоторых цифровых камер есть «функция панорамы», которая показывает на ЖК-дисплее предыдущий кадр и подсказывает, каким должен быть следующий. Стоит потратить немного времени, чтобы выбрать правильный сюжет для эксперимента с панорамной съемкой. Например, вам нужно помнить,…
Оценить
(0 голоса)
Ориентированный вертикально, этот снимок шотландского озера (вверху) был преобразован в более острую, захватывающую композицию (внизу) простым кадрированием до более узкой вертикальной формы, как имитация традиционной шелковой настенной картины.  Nikon Coolpix 990 с широкоугольным конвертером.  
Оценить
(0 голоса)
Лучший способ работы с зум-объективами - это устанавливать фокусное расстояние, соответствующее тому эффекту, на который вы рассчитываете. Но при таком методе работы вам стоит продумывать кадр даже до того, как поднять камеру и скомпоновать снимок. Это также заставляет вас планировать заранее процесс съемки, чтобы не крутить объектив в поисках лучшего варианта. Такое занятие не только бессмысленно, но и отнимает время, что может привести к потере возможности сделать (может быть уникальный) снимок.
Оценить
(0 голоса)
Многие профессиональные фотографы используют зум-объективы, как если бы они имели фиксированное фокусное расстояние: они всегда установлены на любимом значении, и возможности зум-объектива используются для небольших дополнений. И действительно, это отличный способ работы: немного отрезать или добавлять к сюжету. С объективом постоянного фокусного расстояния вам придется двигать камеру, чтобы достичь этого эффекта. В зависимости от сюжета съемки, вы можете воспользоваться широкоугольником или телеобъективом, варьируя настройку зум-объектива. Однако на некоторых цифровых камерах зум-объективы двигаются ступенями, и небольшая коррекция расстояния невозможна.
Оценить
(0 голоса)
  Зум-объективы прекрасно справятся с работой, когда сложно или нет времени менять объективы. Они дают возможность выбора в тех условиях, где раньше вам пришлось бы неизбежно кадрировать снимки. На этом большом уличном шествии один снимок был сделан при значении 80 мм (верх), другой - 135 мм (середина), и третий - с фокусным расстоянием 200 мм (внизу), все примерно с одной точки съемки.  Canon EOS-1n с объективом 80-200 мм, пленка ISO 100, сканер Microtek 40001
Оценить
(0 голоса)
    Цвет и движение буквально взрываются на этой фотографии простого тюльпана: эффект достигнут сокращением фокусного расстояния зум-объектива на протяжении долгой ручной экспозиции. А для усиления размытия контуров цветка, перед тем как сделать снимок, изображение было слегка расфокусировано.  Canon F-1 и с объективом 80-200 мм, пленка ISO 100, сканер Microtek 40001
Оценить
(0 голоса)
  Изменение фокусного расстояния с 80 мм (вверху слева) до 200 мм (вверху справа) создало интригующий абстрактный снимок, на котором проявились узоры света и теней, цветного и бесцветного. Но при возрастании фокусного расстояния также сокращается глубина резкости, так что будьте аккуратны при выборе числа диафрагмы.  Canon EOS- 1п с объективом 80-200, пленка ISO 100, сканер Microtek 4000t.  
Оценить
(0 голоса)
Термином «цифровой зум» принято обозначать компьютерное увеличение изображения. Хотя фокусное расстояние объектива здесь не увеличивается, изображение становится крупнее. Принцип работы состоит в том, что центральная часть изображения увеличивается посредством интерполяции. Интерполяция - процесс добавления дополнительных пикселей, основанных на уже существующих, для заполнения появившегося пространства в увеличенном фрагменте. Это не добавляет информации и даже может скрыть ее. Очевидно, что вы можете получить абсолютно тот же эффект, а иногда и эффекты лучшего качества, используя программы обработки изображения, но это дополнительная работа для вас. Длинные фокусные расстояния зум-объектива используются, когда вы хотите увеличить небольшую часть сюжета: для большинства задач подходит 35эфр 135 мм.…
Оценить
(0 голоса)
  Даже снимок отдаленного вида, сделанный скромным телеобъективом, показывает стоящие отдельно объекты так, будто они сплющены и поставлены друг на друга. Это происходит потому, что относительные расстояния в пределах изображения малы по сравнению с расстоянием от объекта до камеры. На этой фотографии дома, разделенные сотнями метров, выглядят прижатыми друг к другу и попадают в область резкости.  Nikon Coolpix 990 с телеконвертером.  
© 2018 www.uroki-fotografii.ru. Все права защищены.