Фотография цифровой эры

Технические навыки

Навыки, секреты мастерства и технические основы фотографии, все - от обращения с камерой до фокусировки и глубины резкости, от макросъемки до секретов замера экспозиции.

Визуализация

Композиция - расположение изображения, пропорции, принципы - и работа с цветом. Примеры изображений как основанных на ярком цветовом контрасте, так и созданных тональными переходами и тенями.

Творческие возможности

Здесь объясняются принципы работы с силуэтами и подсветкой, создание высветленных и затемненных изображений. Поясняются особенности основных типов освещения.

Практические советы

Разделы практических советов помогут вам разобраться с проблемами искажений изображения, научат исправлять уклон при съемке зданий, помогут улучшить цветовой баланс и объяснят, как добиться лучших результатов при работе со вспышкой.

Подкатегории

Обращение с фотоаппаратом

Универсального метода обращения с фотоаппаратом не существует, так как он зависит от типа и модели вашей камеры. Хотя верно, что фотографию делает не камера, а фотограф, но все же многое зависит от аппарата. При выполнении определенных задач наличие подходящей камеры облегчит работу, а другая модель может лишь усложнить процесс съемки.
 

Просмотреть материалы...

Композиция снимка

В специальных книгах по фотографии и журналах те советы, которые касаются композиции снимка, часто даются в предписывающей манере, как будто следование нескольким «правилам» может гарантировать превосходный результат. Но, возможно, лучше думать о «правилах» просто как о наборе идей, которые фотографы - и, конечно, художники, жившие за сотни лет до изобретения фотокамеры, - посчитали полезными для создания качественных произведений.

Просмотреть материалы...

Фокусировка и глубина резкости

Глубина резкости - это пространство перед и позади зоны резкой фокусировки, в пределах которой объект выглядит приемлемо резко. Применить ее можно для создания эффекта пространства или ощущения присутствия или других художественных эффектов.
 

Просмотреть материалы...

Ориентация снимка

Поскольку камеры большинства форматов производят прямоугольные снимки, то, изменяя положение камеры, вы можете получать вертикальный или горизонтальный вариант. Ориентация изображения ставит различные акценты и таким образом воздействует на динамику всего снимка.

Просмотреть материалы...

Пропорции снимка

Чем больше вы снимаете, тем больше вы, возможно, обращаете внимание на то, что пропорции изображения имеют тонкое воздействие на способность картины к взаимодействию. Квадратный формат, к примеру, часто вызывает ощущение стабильности и баланса. Однако изображение хоть немного расширенное к прямоугольнику, может вызывать ощущение нерешительности или стеснения объекта рамками кадра. Такого типа кадрирования лучше избегать, если, конечно, у вас нет явных оснований для использования именно этого кадрирования.
 

Просмотреть материалы...

Композиция и зум-объективы

Зум-объективы позволяют вам менять размер изображения без смены объективов. Зум-объективы разработаны так, что меняют поле обзора, при этом сохраняя резкость на объекте. Когда обзор расширяется (чтобы захватить большую часть сюжета), изображение уменьшается и заполняет все пространство сенсора или поверхность пленки. Это эффект от использования короткого фокусного расстояния объектива или режима широкоугольника в зум-объективе. Когда же поле обзора сужено (для того чтобы укрупнить сцену), изображение увеличивается, чтобы заполнить всю площадь сенсора или поверхность пленки. Это эффект от использования длиннофокусного объектива или функции телеобъектива в зум-объективе (что означает установку большого фокусного расстояния).
 

Просмотреть материалы...

Движение фотоаппарата

Обычно при съемке рекомендуется держать камеру абсолютно неподвижно, тогда колебания аппарата не вызовут «шевеленки», размытия, которое может испортить изображение. Но это размытие, возникающее от движения объектива во время экспонирования, можно использовать и в творческих целях.
 

Просмотреть материалы...

Цифровая макросъемка

Раньше для макросъемки приходилось использовать специальное оборудование и неудобные аксессуары. Сегодня ситуация абсолютно иная, благодаря появлению цифровых камер. Эти аппараты работают с объектами на близком расстоянии так, будто были специально созданы для таких задач.
 

Просмотреть материалы...

Экстремальные объективы

Объективы со специальными возможностями, например сверхширокоугольные или фокусирующиеся на очень близком расстоянии, имеют некоторые особые требования к использованию. И поскольку нередко они дорого стоят, полезно знать, как получить наилучший результат при работе с ними.
 

Просмотреть материалы...

Управление перспективой

Вы можете упражняться в контроле над перспективой снимка, меняя положение камеры, поскольку перспектива - это вид с того места, откуда вы решаете снимать. Изменения в фокусном расстоянии объектива на перспективу не влияют: может казаться, что это не так, но фактически все, на что влияет фокусное расстояние, - это то, насколько большую часть вида вы можете запечатлеть.
 

Просмотреть материалы...

Цветовая композиция

Успешная цифровая фотография подразумевает, что вы используете цвет как орудие композиции, как полноценную форму визуальной коммуникации, а не просто воспроизводите сцену или сюжет, в которых случайно присутствуют цвета.
 

Просмотреть материалы...

Замер экспозиции

Замер экспозиции - это процесс определения количества света, необходимого пленке или сенсору для получения необходимого результата. В отличие от традиционной фотографии, многие цифровые камеры способны менять чувствительность для поддержания рабочих настроек камеры. Например, при слабом освещении чувствительность сенсора возрастает (как если бы возросла светочувствительность пленки), и вы можете использовать более короткие выдержки или меньшие диафрагмы.

Просмотреть материалы...

Вспышка 

Почти все цифровые камеры оснащены встроенной вспышкой. Она имеет миниатюрные размеры и отличается наличием «разума»: некоторые модели способны аккуратно добавлять порции света, которые рассчитываются компьютером, дополняя уже имеющееся освещение.
 

Просмотреть материалы...
Оценить
(0 голоса)
  Не совсем ровные ряды мешков, разложенных для просушки под жарким солнцем Момбасы, неизбежно приводят ваш взгляд к автору этого «узора». Симметрия и повторение очевидны, но мыслящий фотограф учится работать с этими элементами, вместо того чтобы использовать их как основной сюжет. Canon F-1 и с объективом 200 мм f/2,8, пленка ISO 100, сканер Microtek 40001
Оценить
(0 голоса)
  Отражение окон в искривленном стекле припаркованного автомобиля в Андалузии, Южная Испания, предстает сильно искаженным, вписываясь в треугольник, создаваемый рамой ветрового стекла. Общая форма проступает не сразу, она проявляется в том, что все элементы - повторяющиеся линии и прямоугольники, полоски светлого и темного - организованы в единое целое. Треугольная форма композиции наиболее часто встречается в ситуациях, где есть иллюзия соединения параллельных линий. Так выглядят рельсы или обочины дороги, уходящей в перспективу. В двухмерном пространстве фотографических отпечатков или изображения на экране компьютера это мощный инструмент по созданию глубины и перспективы.  Nikon Coolpix 990.  
Оценить
(0 голоса)
Основным инструментом управления изображением является диафрагма объектива: когда вы устанавливаете меньшую диафрагму (например, используете f/П вместо f/8), глубина резкости возрастает. Чем короче фокусное расстояние объектива, тем больше становится глубина резкости: при съемке объективом 28 мм и диафрагме f/11 она будет больше, чем при съемке с той же диафрагмой f/П объективом 300 мм. Глубина резкости также возрастает, когда объект съемки расположен далеко от объектива; следовательно, при фокусировке на более близких объектах глубина резкости очень ограничена.
Оценить
(0 голоса)
Расширенная глубина резкости (получающаяся при использовании маленькой диафрагмы, широкоугольного объектива, фокусировки на отдаленный объект или комбинации этих факторов) часто используется при следующих типах съемки.  Съемка широкоугольным объективом: ландшафты, общие планы.  Архитектура: при съемке значение имеет передний план строений.  Интерьеры с мебелью или другими объектами на переднем плане и далеко расположенными окнами и другими деталями. Дополнительной особенностью малых диафрагм является сокращение вероятности бликов и повышение качества съемки. Небольшая глубина резкости (как следствие использования широко открытой диафрагмы, оптики с длинным фокусным расстоянием, фокусировки на ближних объектах или комбинации этих факторов) создает резкость на небольшой части пространства кадра и может быть успешно использована…
Оценить
(0 голоса)
  Главная причина для смены значения диафрагмы -установка правильной экспозиции: меньшая диафрагма сужает луч, проходящий сквозь объектив. Диафрагма также влияет на глубину резкости. При установке меньших значений диафрагмы световой луч становится тонким, практически как игла. Таким образом, даже если вы и неточно навели резкость, свет, исходящий от объекта, будет не столь рассеянным, как при использовании большей диафрагмы. Таким образом, большая часть видимого изображения видится резкой. На этой иллюстрации показано, что фокусное расстояние объектива и расстояние фокусировки остаются теми же: глубина резкости на диафрагме f/2,8 покрывает только глубину объекта, в то время как при диафрагме f/8 она возрастает до 2 м…
Оценить
(0 голоса)
    Изменения глубины резкости только за счет фокусного расстояния происходят из-за увеличения изображения. Объект находится на постоянном расстоянии от камеры, объектив 135 мм создаст более крупное изображение, чем объектив 50 мм, который, в свою очередь, даст более крупное изображение, чем широкоугольник 28 мм. Для глаза эта фигура имеет один и тот же размер, но на сенсоре или на пленке размер фигуры прямо зависит от фокусного расстояния. Когда детали изображения мелкие, сложно разобрать, резкие они или нет. Как результат, глубина резкости возрастает. Наоборот, длиннофокусный объектив увеличивает изображение, а также и различия в фокусировке. Таким образом, глубина резкости значительно сокращается.
Оценить
(0 голоса)
Два эффекта значительно сокращают глубину резкости, когда вы фокусируетесь на объекте, расположенном близко к камере, даже если не меняется диафрагма и фокусное расстояние объектива. Главный эффект возникает от увеличения изображения: когда оно становится больше в видоискателе, то небольшие различия в глубине резкости сюжета заставляют объектив фокусироваться на различных расстояниях от пленки или сенсора. Заметьте, что вам придется больше поворачивать объектив при близкой фокусировке, чем когда вы наводите резкость на отдаленный объект. Другая тонкая, но не менее значимая причина изменения глубины резкости в том, что эффективное фокусное расстояние немного возрастает, когда объектив настроен дальше от фокальной плоскости - другими словами, когда…
Оценить
(0 голоса)
Существуют два главных метода автоматической фокусировки. В компактных камерах луч инфракрасного света сканирует пространство при первичном нажатии спуска. Ближайшие и сильнейшие отражения этого луча считываются сенсором, который считает расстояние до объекта и устанавливает его значение для камеры за доли секунды до того, как срабатывает затвор («активный метод»). Другой метод - «пассивный». Часть света от объекта расщепляется, но только когда объектив сфокусирован, части изображения соединяются (или входят «в фазу»). Критическое свойство этой системы в том, что разницы фаз варьируют в зависимости от того, сфокусирован ли объектив до или после зоны оптимальной фокусировки. Автофокусные сенсоры анализируют узор и подсказывают линзам, в каком…
Оценить
(0 голоса)
  При узком поле зрения обычно глубина резкости невысока. Но вы можете имитировать более обширную зону резкости. Для этого нужно кадрировать снимок, сделанный широкоугольным объективом. Здесь вид через объектив 28 мм был обрезан под снимок объективом 200 мм - как задний, так и передний план остаются резкими.  Canon EOS-50 с объективом 28-105, пленка ISO 100, сканер Nikon LS-1000.
Оценить
(0 голоса)
    Снимок телеобъективом был сделан при широко открытой диафрагме, и девушка на переднем плане абсолютно не в фокусе. Одно нежелательное последствие - цвет фона сливается с цветом переднего плана, и это существенно усложняет цветокоррекцию. Действительно сложно сделать удовлетворительный дубликат оригинального снимка, и отсканированный кадр также нуждается в исправлении. Leica R6 с объективом 70-210 мм, пленка ISO 50, сканер Microtek 4000t.  
© 2018 www.uroki-fotografii.ru. Все права защищены.