Поскольку цветное изображение состоит из трех каналов, то самый простой способ перевести его в черно-белую палитру - выделить один канал и убрать остальные. Этот процесс называется «извлечение каналов» (Channel Extraction), и он доступен только в профессиональных компьютерных программах.
При обычном отображении снимка на мониторе три канала накладываются друг на друга. Если вы будете просматривать изображение в одном канале, то ваша программа отобразит его как одноцветное - состоящее из красных оттенков разной яркости или серых тонов в зависимости от настроек программы. Если возможно, выберите режим просмотра каналов в градациях серого (это нужно выбрать в меню предпочтений или опций). Затем, просматривая каждый канал, вы можете выбрать наилучший и конвертировать изображение, при этом программа будет работать с одним каналом, превращая его в градации серого.
В некоторых программах можно конвертировать в серую шкалу два канала. Это позволит вам экспериментировать с видом изображения. Наиболее подходящий для этой операции канал, особенно при использовании цифровой камеры, -зеленый, поскольку он отражает освещенность, и красный, который часто создает яркие, привлекательные эффекты.
Другой метод, доступный в программе Photoshop, - использование опции Разделить Каналы (Split Channels) для получения трех отдельных изображений. При этом вы сохраняете лучший вариант и отбрасываете остальные. Такую операцию нельзя отменить, извлеченный файл - это градации серого, и его размер равен трети оригинального размера файла.
Извлечение красного канала
Хотя оригинал обладает роскошными цветами, черно-белый вариант ему ни в чем не уступает. Очевидно, что небо должно быть темнее, чем грива и рука, поэтому работа с зеленым и синим каналами была бессмысленна. Так же бесполезен был канал освещенности, поскольку он отражает данные о тонах слишком равномерно. Но красный канал отражает синие тона как темные, а коричневый окрас лошади - как светлый, поэтому после извлечения красного канала не потребовалось дополнительной работы.
Canon F-1 с объективом 135 мм f/2, пленка ISO 100, сканер Microtek 40001
Каналы (скриншот)
Если ваша программа позволяет, выберите один из цветных каналов для предварительного просмотра эффекта от извлечения каналов. Если программа показывает каналы в соответствующих цветах, отключите цвет.
Сравнение каналов
На скриншоте Каналов вы видите три изображения в серой шкале, которые составляют цветной снимок, сделанный в Кении. Изображение в синем канале слишком темное, поскольку на снимке мало синего. Красный канал - слишком светлый и придает лицу девушки несерьезный вид, а платье стало практически белым из-за большого содержания красного. Лучше всего сбалансирован зеленый канал, он содержит больше всего информации о деталях. Как завершающий эксперимент, изображение было конвертировано из режима RGB в Lab, и был извлечен канал Светлота, поскольку два других не содержали почти никакой информации о деталях. Преимущество такого подхода: при наличии хорошо сбалансированного оригинала дальнейшей коррекции не потребуется.
Canon F-1 с объективом 135 мм f/2, пленка ISO 100, сканер Microtek 4000L
Оригинал
После прямой конвертации этот снимок стал бы выглядеть безжизненно. Этого удалось избежать с помощью опции Смешения Каналов.
Canon F-1 с объективом 20 мм, пленка ISO 100, сканер Microtek 4000t.
Работа в режиме RGB
В режиме RGB синий канал, затемняющий небо, был уменьшен, а красный - увеличен для компенсации. Результаты использования таких настроек - контрастное, драматичное изображение, но слишком светлый передний план.
Работа в режиме CMYK
Когда оригинал переведен в режим CMYK, результат заметно более мягкий, чем при использовании Смешения Каналов в режиме RGB.